Песня — душа народа

410f7dca

Изучение российского государственного характера всегда будет незаполненным, обрезанным за пределами послания к русской всенародной песне. Краткая формула: «Песня — душа народа», напрямую и прямо высказывает значение всенародной песни. Песня открывает такие глубины, такие тайники российского характера, которые неописуемы, непостижимы в других реальных картинах. Русский человек напевал и напевает всегда — в походе, в короткие секунды досуга, в несчастье и радости, в повседневности и праздничные дни, в молодости, спелом возрасте и старости. Песня так полно высказывает особенности государственного характера, что это было зафиксировано многими русскими мыслителями. «Покажи мне, как ты веришь и молишься; как пробуждаются у тебя добросердечие, геройство, ощущение почести и долга; как ты пообедаешь, танцуешь и разбираешь стишки, — заявлял И.А.Ильин, — скажи мне это, а я заявлю тебе, какой цивилизации ты сын».

Общенародная песня — наиболее доступная, доступная всем конфигурация приобщения к музыкальному творчеству. Где, как не в песне, можно понять характер народа: его безграничную широту, доброту и щедрость, самородочный характер, удальство и стройный азарт. В песне, как в мольбе, происходит освобождение души, катарсис, как заявляли миксолидийские мудрецы. Пока, вчера в условиях многогранной глобализации мы присматриваем отрицательные линии в формировании русской культуры, в том числе игнорирование русской всенародной песни, выпихивание ее попсой. Для сегодняшних масс-медиа русская песня оказалась «вне формата». Формату СМИ и ТВ, оказывается, отвечают выпускники инкубатора «фабрики звезд», многие рок-ансамбли и настоящие затейники-смехачи.

Народную песню крайне непросто, нельзя, сделать субъектом рефлексии. Пение, сам акт выполнения песни скорее всего сопряжен с чувствительным переживанием, чем с здравым осмыслением. Вследствие этого в изучении данной темы нам надо будет направиться к русской образной литературе и к русской философии, где мы считаем ценные россыпи, говорящие о русской песне, ее значении для осознания своеобычия и самобытности российского государственного характера. Другой маршрут теста — послание к творчеству великолепных специалистов русской всенародной песни от Ф. Ивановича Шаляпина до сегодняшних исполнителей.

Русская общенародная песня — основной тип развлекательного творчества российского народа — с бездонной древности; поется соло, комплексом, хором («Одному не зреть, артелью — легче»). Плотно сопряженная с жизнью и бытом, даваемая изустно от поколения к поколению, она шлифуется в ходе выполнения во всех пластах народа. Общенародная песня богата разными жанрами: песни трудовые, ритуальные, календарные, свадебные, хоровые, игровые, плясовые, знаменательные русские песни скачать которые можно пройдя по ссылке, и завещанные стишки, романсы, лирические тягучие песни, чушь и т.д. Древней деревенской песне характерны шумный склад в качестве подголосочной полифонии, ладовость, правильная независимость, пение без развлекательного сопровождения. Собственную специфику имеют муниципальные песни, различные по содержанию и образу, создававшиеся разными социальными группами (действующие, воинские, студенческие, обывательские). Эти песни различаются гармоническим базой, чередованием и сочетанием жизнелюбивых и подавленных интонаций.

С конца XVIII столетия русская общенародная песня вписывается и издается; она сыграла существенную роль в становлении русской композиторской школы. Хоровая общенародная песня длительное время была излюбленным вариантом домашнего музицирования. Песня всегда была органичным сочетанием слова (текста) и музыки. Свежую жизнь русская народна песня получила в русское время, благодаря ее большому популяризации (непрофессиональные хоры, квалифицированные коллективы, радиопередачи, граммпластинки и магнитофоны), исследованию песенного наследства и появлению свежих песен, которые стали являться народными («Катюша» и другие.).

Нельзя переоценить значение русской всенародной песни в развитии государственного самосознания и государственного характера, того, что сегодня называют умом, характерным российскому народу. По доказательству И.А.Ильина, малыш должен знать российскую песню еще в колыбели. Пение несет ему первый добрый вздох и первый внутренний звук: они обязаны быть русскими. Пение обучит его 1-му одухотворению добросердечного естества — по-российски; пение даст ему 1-ое «не — животное» блаженство — по-российски. «Русская песня, — сообщал он, — глубока, как наше мучение, чистосердечна, как мольба, сладостна, как любовь и успокоение; в наши темные дни, как под игом татар, она даст детской душе финал из грозящего озлобления и каменения».

Оставить комментарий

Архивы
Май 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  
Посетители сайта
Яндекс.Метрика