Франшиза: что это и как ее выбрать
По сведениям агентства CBInsights, 67% новых проектов закрываются или теряют трейдеров в первые годы работы. По-другому обстоят дела у тех, кто приоткрыл бизнес по франшизе – выносит все тяготы и выходит на плановую прибыльность более 85% проектов.
Покупка франшизы – хороший способ уменьшить риски для новичков бизнесменов. Это далеко не старт с нулевой отметки, а работа по испытанной бизнес-модели с помощью квалифицированной команды.
В источнике поведаем о том, как устроен данный формат бизнеса, и дадим перечень удачных франшиз в наиболее распространенных назначениях – ритейле, публичном питании и области деятельности.
Франшиза Казахстан – это партнерское соглашение, в котором принимают участие 2 стороны – франчайзер (торговец) и франчайзи (клиент). Франчайзер обладает торговой моделью, технологиями и рекламными наработками в собственной нише. А франчайзи приобретает право вести бизнес под маркой франчайзера и применять его умную собственность.
Хороший франчайзер заинтересован в результате собственных компаньонов, так как от этого зависит его своя прибыль. Он дает готовый бизнес-план, помогает выбрать здание, принять на работу и научить персонал. Довольно часто франшизу приобретают из-за бренда – если компания известна в стране и в городе, реализации на старте могут пойти существенно лучше.
На уровне законопроекта нет точного определения слову «франшиза». Потому условия могут быть различными. Одни компании берут оплату за работу под их брендом – прочную на старте и ежемесячные роялти.
Иные вообще не просят особых платежей – так как они оценивают компаньонов как дилеров собственной продукции. В большинстве случаев, к подобным франшизам относятся ритейлеры со своим изготовлением.
Франшизы можно символически разделить по виду деятельности и формату отношений между франчайзи и франчайзером. Франшизы по виду деятельности:
Товарная – бизнес по продаже чего-нибудь в розницу или оптом. Может работать в формате офлайн или онлайн-магазина. Также к данному виду относится бизнес на маркетплейсах.
Сервисная – наиболее распространенная и бессчетная группа франшиз. К ней относятся и офлайн-школы, химчистки, агентства и бизнесы, сопряженные с любыми иными услугами.
Производственная – франшизы производства товаров под некоторым брендом. В РФ почти нет франшиз, которые заточены лишь на производство. Намного чаще они есть в комбинированном виде. К примеру, ресторан или кафе – смесь сервисной и производственной франшизы.
Также популярен гибрид первых 2-ух типов. К примеру, сникер-химчистка оказывает услуги по ремонту обуви и реализует девайсы по уходу за ней – потому является сервисной и товарной франшизой синхронно.
Франшизы по фигуре взаимодействия компании и партнера:
Классическая франшиза. Модель, в которой есть 2 объекта – франчайзи и франчайзер. Они заключают прямой договор. Формированием сети занимается ее обладатель прав – без посредников.
Территориальная франшиза. Компания предлагает франчайзи уникальное право на развитие некоторой территории – к примеру, государственного округа. Данный формат дает возможность франшизе притягивать больших трейдеров, которые вложатся в открытие нескольких пунктов.
Областная или мастер-франшиза. Похожа на территориальную, однако тут есть иерархия между франчайзи. Основной – мастер-франчайзи приобретает контроль над формированием сети в установленном районе. Он притягивает новых бизнесменов – юнит-франчайзи, помогает им открыться.
За это они выплачивают ему общий платеж и роялти. Часть этих денежных средств мастер-франчайзи отдает головной компании. Настолько часто растут международные бренды в новых для себя странах. Им легче запартнериться с организацией, которая хорошо знает региональный рынок, чем открывать свежую страну в одиночку.
Развитие территориальной или региональной франшизы – довольно часто большой проект, который требует больших инвестиций и опыта в бизнесе. Начинающим лучше всего начинать с одной точки и открывать новые после того, как первая начнет тащить прибыль.
В РФ в 2024 году работает около 3500 франшиз, их стоимость – от 100 тысяч до 150 млрд руб. Вот, из чего формируется стоимость:
Инвестиции в открытие – сюда входит аренда помещения, рекрутинг служащих, покупка или аренда оборудования и, к примеру, вложения в маркетинг на старте. Все то, без чего будет нельзя запустить точку.
Общий платеж – единовременный платеж при подписании договора. Его размер зависит от знаменитости бренда и масштаба бизнеса и находится в диапазоне от 100 тысяч до нескольких млн руб. За это франчайзи приобретает право работать под маркой франчайзера, приобретает его экспертизу и помощь в запуске проекта.
Роялти – систематичный платеж, который франчайзи платит компании каждый день. Это прочная совокупность или % от выручки – к примеру, 4 или 5.
Есть франшизы без роялти и паушального взноса. В большинстве случаев, это франшизы ритейла – в них компании зарабатывают на поставках товаров партнерам. Прибыль заложена в стоимость, потому они отказываются от особых платежей.
Рекламный сбор – платеж, который правящая компания собирает с франчайзи и теряет на маркетинг всей сети. Временами он входит в роялти. Затраты могут идти на таргетированную рекламу, ведение социальных сетей, государственную рекламу на ТВ и SEO-продвижение бренда. Как и роялти, данная совокупность вполне может быть прочной или процентом от месячной выручки партнера.
Если франчайзер не подсоединил во франшизу сервис финансового учета, стоит побеспокоиться про это самостоятельно – подобрать коробчатый сервис или облачный, к примеру, Adesk.
Сервис финучета сможет помочь взять под контроль финансы: рассчитывать затраты и прибыль, лицезреть настоящие характеристики и не сомневаться, что инвестиция в готовую бизнес-модель была правомерной.
По цене франшизы делятся на:
малобюджетные – до 1 млрд руб;
среднебюджетные – от 1 до 5 млрд руб;
инвесторские – от 5 млрд руб.
Мало- и среднебюджетные франшизы еще называют коммерческими. В первую очередь, в данной модели франчайзи лично занимается операционкой. Практически берет сам себя в роли управляющего.
Инвесторская или возвратная франшиза стоит дешевле и больше подходит для тех, кто готов инвестировать деньги, не собственное время и труд. Регулированием занимается франчайзер, а партнер лишь инвестирует в открытие точки.