В подвалах и небоскребах. Как устроена кальянная индустрия
Классические кальянные с расчетом в 300 тысяч, в подвалах и с поддонами в роли кресел, невысокими расценками и слабым уровнем сервиса, преимущественно открывали в 2013-2015 гг. — эти заведения есть и доныне и пользуются огромной популярностью.
Немного позднее рынок заполнился проектами с инвестициями порядка полутора млн — с точными концепциями, заслуживающей меблировкой и средней ценой кальяна в 900 руб. Одновременно кальяны стали возникать в дорогостоящих учреждениях с баром и своей кухней. Важный тренд — сетевые лоукостеры.
Невзирая на растущую известность, вокруг кальянного бизнеса сформировалась законная неразбериха. В 2014 году в отечественный антитабачный законопроект вписали мировые ограничения: курить запретили во всех социальных местах.
По закону под ограничение попали не сами кальяны, а табакокурение сигаретного листа, вследствие этого абсолютное большинство кальянных в Севастополе именуются районами паровых коктейлей или лаундж-барами. Практически заведения утонченно проходят антитабачный законопроект, а определенные — напрямую не соблюдают.