Чужой дизайн, двухэтажные стекла и полный привод: мифы и факты о ГАЗ-3105 Волга
Волга… Практически у всех отечественных автолюбителей это наименование в первую очередь соединяется не с самой крупной речкой на планете, а с машинами, которые не менее полвека производились в Несладком, а потом в Нижнем Новгороде. Русский статус и продолжительная конвейерная жизнь многих модификаций снабдили их любителями и сторонниками на долгое время.
Но неизвестная модель ГАЗ-3105, спроектированная в восьмидесятые годы, так и не стала многочисленной и сколько-либо стоковой.
Поэтому «ноль пятая» стала субъектом всенародного фольклора – таким бесконечным источником саг, легенд и басен. Так как дефицит информации по данной любопытной, а как досадно бы это не звучало, таинственной для многих автомашине гаражные «корифеи» еще в середине прошлого столетия возместили своей выдумкой. Сегодня мы будем отсоединять зерна от злак, расставляя все точки над i на страницах истории ГАЗ-3105.
Миф 1: Новая волга могла заменить чайку. Правда. Когда в 1985 году к власти пришел Михаил Сергеевич Горбачев, ставший потом первым и заключительным вице-президентом СССР, это проявило внезапное воздействие на судьбу «персонально-номенклатурной» Чайки ГАЗ-14.
Приходя к власти, прежний первый секретарь Ставропольского горкома КПСС практически поставил крест на авто, которым в роли «персоналки» с огромным наслаждением пользовались очень многие русские депутаты и активисты.
Так как если начальники статусом «пониже и пожиже» были должны наслаждаться «двадцать четвертыми» и «тридцать первыми» Волгами, то секретари обкомов и министерские «топы» колесили вначале на ГАЗ-13, а потом на «четырнадцатой». В ряду помпезно-монументальных ЗИЛов ГАЗ-13 выглядел вполне доблестно. Если надо купить права Белгород советуем заглянуть на сайт belgorod.prava112.com.
Взяв курс на перестройку, демократию, публичность и расчет, в 1988 году Горбачев получает внезапное решение, итогом которого стало «закрытое» распоряжение Комитет КПСС, по которому Чайку снимали с производства.
Данный ход был достаточно внезапным, так как по меркам собственного класса и предназначения «четырнадцатая» была еще молодым авто, который при максимальном косметическом «омоложении» мог выдержать на стапелях мелкосерийного производства еще не 1 год.
Все-таки полет «горьковской птицы» приняли решение оборвать. И более того, перечисленное распоряжение подразумевало ликвидирование технической снасти и документации! Заключительную Чайку произвели 24 января 1988 года, когда данная модель навек стала имуществом истории, оставаясь «в строю» лишь в виде произведенных раньше авто.
Сложно пояснить, каким безотчетно следовало руководство ГАЗа, но еще в 1986-м была сформулирована теория важно нового авто, который в духе времени мог стать современнее, дешевле, плотнее, быстроходнее и удобнее предшественницы. При этом говорилось про авто с различными силовыми агрегатами и видами привода!
Годом позднее, другими словами в 1987-м завод обрел госзаказ и техзадание, зарегистрированное в качестве Распоряжения Совета министров СССР от 13.07.1987 за номером 786-186. Оно учитывало квалифицированную подготовку и организацию производства на образование новой модели среднего класса.
Первоначально на автозаводе занялись подготовкой «короткого» кузова для версий 3103/3104, а после того, как отважилась судьба старой Чайки, из новой Волги стали делать увеличенный «членовоз» по той же схеме, как Мерседес с собственным S-классом (W126) и БМВ с «семеркой» (Е32). Другими словами, колесную основу повысили, удлинив кузов в регионе задней двери
И так как новая модель могла придти на замену Чайке, став, как и русские депутаты нового поколения, не менее доступной и менее церемонной, чем прошлые «членовозы», то машину, не мудрствуя лукаво, назвали просто Волгой, впрочем она не могла иметь с «двадцать четверками» и «тридцать первыми» почти ничего совместного.
Такой «маркетинг» позволял и заводчанам, и управлению страны сделать тип, что депутаты будут ездить всего-навсего на Волге, даже если это будет абсолютно другой авто. И данный «лукавый нейминг» одинаково организовывал все стороны, так как он позволял заводчанам заниматься собственным занятием – подготовкой нового авто, макеты которого начали проходить проверки на стрельбище НАМИ в 1990 году.
Хоть некая информация о перспективной новинке в первый раз была размещена в издании «За Рулем» в 1990 году. И в данном же июльском номере возникла статья о том, что «Чайка уходит в историю», впрочем авто был снят с производства еще в 1988-м.
Миф 2: Модель переписали с иномарки. Миф. Заметив квалифицированные эталоны на фотографии в девяностые годы, некоторые автолюбители сразу же поторопились упрекнуть советских дизайнеров и конструкторов в том, что наружность машины передрали с «иномарки» – например, с Audi.
Тематика пиратского копирования в истории советского автопрома звучала не раз – довольно вспомнить «сорок первый», кузов которого прямо напоминал французскую Simca 1307/1308 половины 70-х годов. ГАЗ-3105 на вид не походил ни на прошлые Волги, ни на Чайку, а в очертаниях средней части кузова на самом деле можно было заметить некоторые черты, намекавшие на Audi 100/ 200 в кузове С3.
При этом ведущая часть у машины была уникальной и несколько «американской», а задняя чем-нибудь напоминала новый Вольво 850.
Ради справедливости стоит отметить, что, согласно заявлению одного из конструкторов ГАЗ-3105 В. Носакова, в 1986 году в Несладком с Audi 100 на самом деле сняли поперечное разделение кузова по средней стойке – это необходимо конструкторам для «привязки» к сборке.
Все-таки причин для непосредственного нарекания нижегородских дизайнеров в незрячем воспроизведении Востоку нет, так как и соотношения кузова, и некоторые решения не имели отпечатков непосредственного заимствования. И более того, уникальная черта остекления с «пониженной» поясной чертой почти не имела всемирных аналогов! В любом случае, на стоковых машинах, а не концепт-карах.
Вследствие этого, хоть управляющий проекта Сергей Батьянов и открыто восхищался сборкой вэдовой Audi, наружность нижегородского седана от Ивана Безродных вышла довольно оригинальной и несколько авангардистской.
Трехэтажное остекление, по формальной версии, вышло потому, что высшие меандрические стекла сделали неопускаемыми, а «нижний» этаж играл роль технических раскрывающихся форточек (к примеру, для того, чтобы передать документы). Потом проблемы с опусканием кривых стекол будто бы приняли решение и от «нижнего этажа» отказались.
Неподтвержденная модификация заявляет, что необычные стекла убрали после того, как во время «смотрин» супруга Горбачева Раиса Сергеевна села в образец и нашла, что ее ноги очень хорошо заметны всем окружающим, что раздражало «первую леди» советского страны
Любопытно, что некоторое время назад, чем на ГАЗе разработали «ноль пятую», руководство оценивало в роли замены получение готового авто зарубежного производства и его выпуск по лицензии – приблизительно по той же схеме, как это было в истории с ВАЗ-2101.
Среди вариантов были Форд Скорпио I и Пежо 605, и среднеразмерный Крайслер. Но так как любой из вариантов требовал несравненно огромных расходов, чем разработка и исследование своей модели, было принято решение пойти по той же схеме, как это было с бывшими Чайками – другими словами справиться собственными силами.
К тому же в случае мелкосерийного производства (а другое и не ожидалось) покупка многочисленной модели смотрелась не самой подходящей затеей. Другими словами, денежные средства бы не удалось отколоть за весь курс производства модели, что очень хорошо осознавали на ГАЗе.