Музыкальная география: инструменты народов России

410f7dca

Первые музыкальные инструменты возникли еще в варварскую эру — совместно с простыми орудиями труда и охотничьими устройствами. По мере формирования культуры они осложнялись, оказывались не менее роскошными и сладкозвучными, а у любого народа являлись свои разновидности подобных объектов. Струнные, духовые, результативные приборы звучали на торжествах и похоронах, в процессе ритуалов и представлений сказителей. Слушать русские и украинские новинки онлайн можно на сайте muzma.net.

Одним из наиболее популярных народных приборов на Руси были гусли. Они звучали в буколических избах и на стольных пирах. Гусляры сопровождали бойцов в походы и принимали участие в ритуалах. Под сопровождение этого струнного инструмента выполняли былины и знаменательные песни. Артисты играли одной либо 2-мя руками, инструмент могли укладывать на колени либо придерживать отвесно.

В российском фольклоре упоминаются знаменитые гусляры: Певец, Добрыня Никитич, Баян. В определенных сюжетах музыкальный дар помогает им обогатиться либо одолеть проблемы. К примеру, Певец обрел за собственную игру бесчисленные богатства от океанского короля, а Добрыня возвратил супругу, которую подлогом предоставили за иного: для этого он пробрался на свадебный банкет маскируясь под гусляра.

Скоморохи и клоуны довольно часто сопровождали собственные представления игрой на гудке — смычковом приборе, отдаленно похожем на современную скрипку. Впрочем, придерживали его по-другому: если артист находился, то гудок базировался на его колено, а при игре стоя его зажимали к груди.

Гудок как правило имел 3 струны. Одна из них была мелодической, другими словами могла выпускать различные звуки зависимо от метода игры. 2 иные струны указывались бурдонными, их звук был прежним и формировал специфический тон для мелодии. Играли на гудке меандрическим смычком.

Духовыми приборами в русских деревнях обладали преимущественно пастыри. На данную обязанность довольно часто специально выбирали человека, который прекрасно мог играть на берестяном рожке либо деревянной дудочке-жалейке. Звуком такого инструмента квалифицированный пастырь мог скопить отара либо напугать хищного хищника, а в процессе отдыха занимался тем, что играл народные песни либо плясовые мелодии.

Классические музыкальные инструменты у людей Поволжья имели элементарную фигуру, производили их из естественных элементов: глины, дерева, пустотелых стеблей больших растений. У марийцев с глубочайшей древности были установлены керамические свистульки шун-шушпык, которые имитировали птичьи трели. Наименование такого инструмента переводится на русский язык как «глиняный соловей». Его трепали в качестве галочки с некоторыми отверстиями: в одно из них артист задувал, иные по порядку сжимал пальцами, чтобы поменять строй звучания.

У чувашей ни одно значительное явление не обращалось без шыбра — схожести волынки. Базой для него служил бычий бутуз, куда вводили несколько трубок: костяную для вдувания воздуха, 2 оловянные — для создания мелодии. До игры бутуз мочили жидкостью. Чтобы звук был продолжительным и мерным, на него надавливали руками. На шыбре играли в процессе ярмарок, свадеб и похорон, он применялся в различных ритуалах: к примеру, под звуки этого инструмента выполняли классическое причитание жены и видели новобрачных. На торжествах временами организовывали соревнование между некоторыми музыкантами: победителем являлся тот, кто мог продолжительнее играть без отдыха.

Одним из основных приборов в культуре сибирских людей был бубен, находившийся из деревянного обруча и твердо напряженной кожаной диафрагмы. У тувинцев, якутов, тофаларов и долган он носил название дунгур либо дунур. Играли на нем рукою либо дополнительной колотушкой. Бубен являлся святым прибором, на голос которого откликаются духи, вследствие этого трясти в него без нужды строго запрещалось, а касаться к бубну мог лишь шаман.

У хантов и манси был популярен нарс-юх — это наименование практически обозначает «поющее дерево». Каркас инструмента, похожий конфигурацией на лодку, обозначили из лиственницы либо ели, а потом на него тянули 2 струны из оленьих проживал. Играли на нарс-юхе пальцами, приблизительно как на русских гуслях. Под его мелодию плясали на торжествах либо выполняли песни и сказания.

Из якутских музыкальных приборов в особенности известен хомус. Производили его из железа, намного реже обозначили из дерева либо кости. Инструмент представлял собой маленькую подковку с эластичным язычком в центре. Концы хомуса артист зажимал к зубам, а указательным пальцем свободной руки регулярно колыхал язык. В итоге выходил однообразный жужжащий звук, при этом зубы исполнителя служили своего рода резонатором. Когда он поменял положение губ, изменялась и высота звука.

Фольклор хакасов — алыптых нымаха — не мог жить без региональной разновидности гуслей, которую именовали чатхан. С ним играли сказители, чей запас состоял из геройских песен. Сделанный из дерева каркас такого инструмента в старину зазубривали из целого кусочка дерева, позднее стали создавать из автономных дощечек. С годами поменялось и число струн чатхана: у древнейших примеров их было всего 3, у приборов XX века — до 24.

В классических дагестанских мелодиях довольно часто звучал баламан — духовой инструмент, каркас которого обозначили из тутового либо абрикосного дерева. В его округленную головку вводили длинную тростниковую палка со сдавленным свободным концом, на нее одевали особый хомут: благодаря ему выверяли строй инструмента. Звук баламана был нежным и ласковым, на нем выполняли лиричные мягкие мелодии.

У адыгов первые музыкальные инструменты возникли еще в IV столетии нашей эры. Одним из них стала черкесская гитара, либо шичепшин. Увеличенный каркас в форме веретена обозначили из целого кусочка липы, клена либо ясеня, на него тянули струны из конного волоса. Отсюда и случилось наименование инструмента: «шиче» в языке адыгов значило «конский волос», «пшинэ» — «музыка». Сдавленный нежный звук шичепшина служил аккомпанементом для сольного либо хорового вокала.

Вторым распространенным приборов у адыгов была сорока — пхачич. По одной из легенд, ее придумал простой крестьянин: когда-нибудь он шел домой через лес, обнаружил несколько щепок и стал ударять ими в такт шагам, чтобы радостнее было идти. А затем разработал, как объединить их между собой шнуром и преобразовать в комфортный музыкальный инструмент.

Пхачич как правило применяли в комплексе с шичепшином либо иными приборами. Его гулкие щелчки помогали артистам, артистам и танцорам сохранять данный ритм.

Оставить комментарий

Архивы
Декабрь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  
Посетители сайта
Яндекс.Метрика