Русские песни: о чем пел народ

410f7dca

Этномузыковеды полагают, что фольклор – это выражение народных познаний и представлений о мире и человеке. Чтобы осознать российскую народную музыку, необходимо представить себе уклад жизни тех пор, когда она зародилась.

Сельчане всегда вели за работой – то в поле, то по жилищу: сенокос, болванка дров, сбор грибов и ягод, стирка, готовка, льнопрядение, плетение, вышивание. Занятия однообразные, продолжительные, изнурительные. Новостей немного — вот и сопровождали все песней.

Чтобы человек ни делал, чем бы ни занимался, он всегда мог петь. Это помогало самому скрасить ипохондрию, прогнать злобные силы, призвать на помощь добросердечные, себя показать и на иных посмотреть. Совместная песня соединяет, делает человека частичкой собственного народа и в социальном, и в знаменательном плане.

Тут все очень просто: песня доступна абсолютно всем, и выполнять ее можно в любое время. Пропевались и сговоры на авось, на помощь добродушных сил в загаданном либо открытом деле. Когда была вероятность, сопровождали песенникам на рожках, свирелях, свистульках, трещотках и ложках, а время от времени и гуслях.

В VIII столетии возникла балалайка, в XIX – гармошка. Любое время года знаменовалось собственными песнями. В российском календаре поладили 2 традиции: католическая и языческая, бытовавшая раньше. Очень многие праздничные дни наложились друг на дружку.

У античных славян было 2 больших года: лето и зима, когда природа проживает и засыпает. Доход осени имел огромное значение, поскольку наступал свежий аграрный курс. Важно было умаслить богов, призвать благословенье на собственную землю.

Пелись заклички, «жаворонки», в которых звали весну и просили ее доставить с собой «ясно солнце, тепла дождичка» – того, что необходимо для великодушного урожая, приплода скота. В данный этап санкционировались даже особенные исполнительские способы, к примеру, гуканье, которое производило особенное волшебное действие на природу.

В определенных местах заклички подменяли ранневесенними хороводами, для которых было важно, что идти необходимо посолонь, другими словами по солнцу. А далее – Пасха, на которую в определенных губерниях выполнялся волочебный ритуал: в первые 3 дня по дворам шли обряженные – волочебники — и напевали особенные песни, в которых осеняли владельцев.

На Тройку и Купалу казалось, что граница в идеальный мир истончается и на землю наступает любая нечистая сила — сжигать огни и плести венки невозможно, чтобы не накликать неудачи. Однако как раз эти действия дают возможность попасть в будущее. В этот период сопровождают весну и встречают лето.

Троицкие и купальские песни напевали по проезжей части к месту, где проходит обряд, в процессе завивания венков, кумления. Такое пение сопровождали церемониальными звуками – битьем по металлу либо дереву, что бы изгнать грязную мощь.

После «макушки лета» начиналась жатва. Это один ритуал, не подходящий ни к какому духовному торжеству. Жатвенные песни популярны в Псковский, Смоленской и Брянской областях, на границе с Украиной и Беларусью.

При уборке ржи (жита) исполнялись житвенные, а яровые хлеба давили с яринными. Зажиночные значили начало страды, жатвенные звучали в процессе работы на поле, а дожиночные – по истечении работ. Были русские песни и замашные (при уборке марихуаны), хлопковые, картофельные, восенные.

Далее шли святочные песни и колядование. Равнинные работы достаточно давно завершены, сбор обработан, болванки выполнены. Наступает Новый год, Рождество. Обряженные и колядовщики идут по дворам, гремят владельцев, хотят им всяческих благ и создают пир.

Осуществляются и духовные песни, и народные колядки. Святочные гадания также сопровождаются песнями. Запутанные песни могли работать и как заклинания. На промежуток молодежь намеревалась на игрища (вечорки, вечереньки).

На них не принято было работать, как на супрядках и посиделках, где пряли, плели чуни, сучили веревки. Пелись святошные, хороводные, плясовые песни. Хороводы назначались для выбора пары. Выражение «припевать жениха» пошло оттуда.

Вслед за святками приезжала Масленая. После поста разговлялись, пекли блины, шли друг к дружке в гости и, разумеется, напевали. Песни были различные, вся деревня «трещала». Забавлялись так оживленно, вероятно, поэтому, что приходил Знаменитый пост, в процессе которого было запрещено петь.

Песнями сопровождались и все главные мероприятия в жизни человека: появление и крещение, свадьба, похороны. Дети знали вначале колыбельные, а затем потешки и прибаутки. Немного растя, прослушивали сказки, скоморошины и басни, а затем и былины.

Лирические песни напевали на посиделках и в поле за работой, и в процессе досуга. Их основной сюжет — волнения увлеченных, юношей, идущих на службу, девушек, живущих при жесткой свекрови, и тому подобное.

Ремесленник народ выдумывал трудовые коллективные припевки, даже выкрики разносчиков рифмовались и помещались на музыку. Пригласить подружек, с которыми направились в лес по ягоды-грибы, также можно было при помощи припевок (лесных кличей).

Русский народ высказал в песне всю собственную жизнь. По песням этнографы реконструируют очень многие ритуалы. Эксперты рассказывают, что музыкальный язык – один из наиболее отвлеченных. Он приобретает резон и значение в некоторой цивилизованной традиции.

И чтобы его осознавать, необходимо владеть слуховым опытом и познаниями. Потому прослушивайте фольклор – вам раскроется очень много нового. А лучше пройти на представление всенародного коллектива из глубинки либо казачьего хора – того, который соблюдает давних обычаев.

Оставить комментарий

Архивы
Январь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  
Посетители сайта
Яндекс.Метрика